Обмен информацией и второй этап амнистии капиталов

Международное законодательство:
- На основании ст. 6 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам 1988 г. (в ред. Протокола 2010 г.) были разработаны:
- Многостороннее соглашение компетентных органов (Multilateral Competent Authority Agreement - MCAA) и
- Единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard - CRS)
- Директива 2014/107/EU от 9 декабря 2014 г. о внесении изменений в Директиву 2011/16/EU ("Об административном сотрудничестве в области налогообложения") в части обязательного автоматического обмена информацией в области налогообложения (действует на уровне Европейского союза) - Данная Директива обязывает государства - члены ЕС привести свое законодательство в соответствие с требованиями MCAA и CRS. Нижний уровень регулирования включает национальное законодательство и подзаконные акты, непосредственно обеспечивающие исполнение обязательств по автоматическому обмену в каждой отдельной стране.
Подписание MCAA Российской Федерацией:
В ходе форума ОЭСР по налоговому администрированию в Пекине ФНС России 12 мая 2016 г. подписала Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах от 29.10.2014.
- Что это за документ :
Соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией — это международный договор, обязывающий банки, брокеров, инвестиционные структуры и страховые компании стран, подписавших соглашение, отправлять информацию о счетах нерезидентов местным налоговым органам. Те, в свою очередь, передают собранные данные налоговым органам тех стран, резидентами которых являются владельцы счетов.
Национальное законодательство, непосредственно обеспечивающие исполнение обязательств по автоматическому обмену в РФ:
В соответствии с Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний" ФНС России будет в рамках соответствующих международных договоров РФ в автоматическом режиме осуществлять обмен финансовой информацией, полученной от российских организаций финансового рынка, об их клиентах, не являющихся налоговыми резидентами РФ, с компетентными органами иностранных юрисдикций.
Это означает, что с 2018 г. Федеральная налоговая служба (ФНС) сможет получать от банков за рубежом данные о российских клиентах. Действующей международно-правовой основой для такого автоматического обмена является и Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988, которая начала применяться в отношении Российской Федерации с 01.07.2015.
- Первый такой обмен для России намечен на сентябрь 2018 г.
- Данная мера была предусмотрена Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
- проверка статуса нерезидента:
Нерезидент — тот, кто получает налогооблагаемые доходы в одной стране, но постоянно проживает в другой. Поэтому в первую очередь при открытии счёта финансовые институты будут запрашивать адреса проживания и доставки почты и телефон (факс). Если возникнут сомнения, банк может проверить IP адрес, с которого используется интернет-банкинг, и резидентство лица, которому выдается доверенность на распоряжение счетом. Регулярный перевод денежных средств в другую юрисдикцию, скорее всего, вызовет подозрения, поэтому он также может войти в перечень проверки.
О каких счетах будет передаваться информация:
Информация будет передаваться о:
счетах физических лиц, которые являются налоговыми резидентами стран – участниц соглашения, их называют «подотчетными лицами»;
корпоративных счетах компаний, фондов и трастов, если они контролируются одним или несколькими подотчетными лицами напрямую или через пассивную нефинансовую структуру (Passive Non-Financial Entity, NFE) — к ней относится любая организационно-правовая форма ведения бизнеса, в которой более 50 % дохода генерируют пассивные источники (недвижимость, дивиденды, роялти и т.д.).
В соответствии с п. 4 ст. 309.1 «Особенности налогообложения прибыли КИК», НК РФ (часть 2, в ред. от 28.12.2017) следующие доходы признаются доходами от пассивной деятельности:
1) дивиденды;
2) доходы, получаемые в результате распределения прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;
3) процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации;
4) доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности.
5) доходы от реализации акций (долей) и (или) уступки прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву;
6) доходы по операциям с производными финансовыми инструментами;
(пп. 6 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 242-ФЗ)
7) доходы от реализации недвижимого имущества;
8) доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, в том числе доходы от лизинговых операций, за исключением доходов, указанных в данном пункте (см. п.309.1 НК РФ)
9) доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов;
10) доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
11) доходы от услуг по предоставлению персонала;
12) иные доходы, аналогичные доходам, указанным в подпунктах 1 - 11 настоящего пункта.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ).
П. 5 ст. 309.1 (в ред. ФЗ от 28.12.2017 N 436-ФЗ) применяется в отношении прибыли иностранных компаний, определяемой начиная с периодов, начинающихся в 2016 году.
5. Доходы, не указанные в пункте 4 настоящей статьи, в целях настоящего Кодекса признаются доходами от активной деятельности.
При этом доходы, указанные в подпунктах 3 и 6 пункта 4 настоящей статьи, признаются доходами от активной деятельности в случаях, установленных НК РФ.
Какая информация станет доступна налоговым органам:
По каждому подотчетному счету будут собираться и передаваться:
сведения о контролирующем лице (полное имя, дата и место рождения, адрес проживания, налоговое резидентство, ИНН);
номер счета или иной идентифицирующий признак (если счет не номерной);
финансовая информация (валюта счета, текущий баланс, полученная выручка от активной коммерческой деятельности, полученная прибыль от пассивных инвестиционных операций);
информация о финансовом учреждении, в котором открыт счет.
Таким образом, налоговые органы косвенно получат и информацию о зарубежных активах своих резидентов на основании данных по операциям на счетах.
Куда будет передана информация:
Информация о счёте активной иностранной компании (чей доход от пассивных источников не превышает 50 % от общего дохода) передаётся только в государство её резидентства, данные же о счете пассивной компании — как в страну её резидентства, так и в страны резидентства её бенефициаров.
На данный момент, те, кто не хочет сообщать о своих КИК, чаще всего переводят компании на имена номинальных владельцев.
Когда начнет действовать соглашение:
В рамках обмена информацией выделяют два потока:
«первая очередь» стран («early adopters») приступает к обмену в 2017 году и передаёт информацию за 2016. К ним относятся большинство стран территориальной Европы: Кипр, Великобритания, Испания, Германия, Эстония.
страны «второй очереди» приступают к обмену в 2018 и передают данные за 2017 год. В эту группу входят Швейцария, ОАЭ, Сингапур, Панама, ряд островных государств и Россия.
К настоящему моменту заключено более 1 800 соглашений, большинство из них — между странами «первой очереди». В декабре 2017 ОЭСР опубликовала список стран, которые приступят к обмену финансовой информацией с Россией в 2018 году.
1) о передаче информации по обмену отчетами СbC из России в юрисдикции налоговых органов 46 стран за налогооблагаемый период после 1 января 2016 года и после 1 января 2017 года, вступающие в силу 21 декабря 2017.
2) и о передаче информации отчетами СbC из юрисдикций налоговых органов 48 стран в Российскую Федерацию за налогооблагаемые периоды после 1 января 2016 года и после 1 января 2017 года, вступающие в силу 21 декабря 2017.
Об автоматическом обмене страновой отчётностью с другими государствами (отчеты CbC и CRS)/Законопроект об автоматическом обмене страновой отчетностью о международных холдингах:
- Проект CbC о внедрении страновой отчётности (Country-by-Country Reporting) разработан ОЭСР и странами Большой двадцатки (G20). Как и CRS (Common Reporting Stadard), он подразумевает автоматический обмен данными между различными государствами. Но в отличие от CRS, CbC уже применяется в банковской сфере и у него меньше требований на вход в «круг избранных».
Во-первых, чтобы попасть под необходимость отчитываться в рамках стандарта CbC, компания должна быть международной и её консолидированная прибыль за год должна превысить 750 миллионов евро (более 50 миллиардов рублей).
В-вторых, отчётность подаётся в одной стране (на данный момент подразумевается, что её сдаёт материнская компания), после чего данные о деятельности компании пересылаются в те страны, где расположены офисы и подразделения бизнеса.
-Благодаря подобной отчётности отсутствует возможность сразу начислить дополнительные налоги или штрафы. Это всего лишь контрольно-аналитический инструмент для налоговых органов. Но благодаря полученной информации налоговые проверки станут точнее, глубже и придирчивее.
-При этом в российском законе указано, что полученная во время сбора отчётов и даже от иностранных коллег информация не является доказательством. Она лишь служит помощником для проведения точечных проверок.
-При подготовке отчёта, компания имеет право сама выбрать, где её подать. Чаще всего говорят о том, чтобы подавать её в стране нахождения материнской компании. Иностранным налоговым органам данные передаются в автоматическом режиме.
-Чтобы соответствовать требованиям международного договора, Россия также станет собирать информацию о компаниях, которые являются участниками международного холдинга. Данные о себе необходимо представлять, начиная с января 2017 года.
- финансовые организации теперь будут обязаны собирать информацию о клиентах, выгодоприобретателях, а также лицах, которые прямо или косвенно контролируют счета. Уже появлялась информация о том, что банки самостоятельно собирали данные о нерезидентах. Но даже сейчас это является нарушением – закон то ещё не принят.
- Единственные данные, которые наверняка должны быть у банков по всему миру: является ли конкретный человек гражданином или резидентом США. Это требование закона FATCA, который обязывает все банки мира сообщать в американскую налоговую о вкладах американцев. И именно поэтому каждый банк спрашивает при открытии нового счета: являетесь ли вы гражданином США? Если банк не отчитается или помогает скрыться американским гражданам, ему грозят санкции в виде 30% штрафа на любые переводы в США. При этом США не обмениваются данные о вкладчиках с другими странами, в том числе в рамках CRS и FATCA. Это делает Штаты крупнейшим оффшором и это причина, почему спрос на банковские счета в США вырос.
- переходный период: за нарушения в период с 2018 по 2020 годы налогоплательщики освобождаются от ответственности.
Формы отчетов:
ФНС России разработала форматы странового отчета и уведомления об участии в международной группе компаний, а также порядки их представления и заполнения в электронной форме. Проекты приказов опубликованы на официальном портале regulation.gov.ru и открыты для обсуждения.
Выводы:
- необходимо максимально чисто и легально вести свои дела.
- планирование играет первостепенную роль. Размер компании и её прибыли, расположение банковских счетов, экономическая ситуация в России и выбранной вами иностранной юрисдикции начинают играть роль.
-Если вы владелец крупного холдинга, то уже в следующем году данные о нём могут стать известны налоговикам и привести к дополнительным проверкам.
- даже оффшорным компаниям необходимо вести бухгалтерию и отчетность, цель – легко доказать легальное получение средств.
- Наша рекомендация в новых условиях отказа от идеи банковской тайны — структурировать свою деятельность максимально корректно согласно требованиям регуляторов.
- на сегодняшний момент, единственный способ не сообщать налоговым органам о своих зарубежных счетах – поменять налоговое резидентство (то есть более 183дней находиться за пределами РФ).
- На наш взгляд, политика усиления контроля над иностранными компаниями сохранится, поскольку соответствует общемировым тенденциям в области борьбы с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения. Об этом свидетельствуют и активные действия государств, направленные на совершенствование международного обмена информацией по вопросам налогообложения.
Новые законопроекты об амнистии капитала. Отличия от предыдущей.
- Что устанавливается законопроектами:
- Законопроектом предлагается установить второй этап добровольного декларирования "амнистии капиталов" в срок с 1 марта 2018 г. по 28 февраля 2019 г.
- Документом также предлагается продлить предельные сроки ликвидации контролируемых иностранных компаний до 1 марта 2019 г.
- Помимо этого, предлагается освободить от налогообложения на доходы физлиц любые доходы в денежной и натуральной форме, которые получает физлицо при ликвидации контролируемой иностранной компании, в отношении которой это физлицо является контролирующим лицом, если ликвидация компании завершена до 1 марта 2019 г.
- Также до 1 марта 2019 г. продлеваются сроки, в течение которых ликвидируемая контролируемая иностранная компания не признается налоговым резидентом РФ.
- Кроме того, устанавливается, что предоставление декларации в ходе второго этапа декларирования освобождает от взыскания налогов, связанных с задекларированным таким образом имуществом или счетами в зарубежных банках, за исключением налогов, подлежащих уплате в отношении прибыли и имущества контролируемых иностранных компаний.
- право подачи декларации в любой налоговый орган по выбору декларанта
- Законопроектом предусматривается, что в случае представления в ходе второго этапа декларирования вместе со специальной декларацией уведомлений об участии в иностранных организациях или о контролируемых иностранных компаниях, такие уведомления не считаются представленными с нарушением установленных сроков.
- Устанавливается порядок определения расходов при расчете налога на доходы физлиц при реализации физлицом - декларантом, воспользовавшимся "амнистией капитала", имущества, полученного им от номинального владельца.
- Также до 1 марта 2019 г. продлеваются сроки, в течение которых ликвидируемая контролируемая иностранная компания не признается налоговым резидентом РФ, а также в течение которых в доходы и расходы ликвидируемой контролируемой иностранной компании не включаются доходы и расходы от реализации активов контролирующему лицу такой контролируемой иностранной компании.
Отличия от первой амнистии капитала:
- в отличие от первой амнистии капитала: теперь выводятся не только счета, недвижимость, но и доход от продажи недвижимости или бизнеса.
- новая амнистия капитала относится не только к открытым, но и закрытым банковским счетам (декларантам предоставляется возможность указать в декларации счета (вклады) в зарубежных банках, которые не только были открыты по состоянию на 1 января 2018 г., но и указать счета в зарубежных банках, закрытые на дату представления декларации).
Предполагается, что закон об амнистии капитала вступит в силу в начале марта 18 г.
В начале 2018 года часть банков, которые не сделали этого во второй половине прошлого года, мгновенно послали фирмам, в первую очередь иностранным, имеющим у них банковские счета, анкеты так называемой «Общей системы отчетности» (Common Reporting System – CRS). Как раз такие анкеты, заполнением которых представитель фирмы на основе самоотчета «оказывает помощь» банку в выполнении норм CRS. Собирая эти анкеты и сравнивая с уже имеющимися у них данными, банки решают, каким лицам будут отправлять отчеты, касающиеся конкретной фирмы.
Риски:
- необязательно деньги возвращать, достаточно о них сначала сообщить
- перед подготовкой декларации необходимо тщательно проработать, о каких активах собираетесь заявить, так как не все виды нарушений выводятся из уголовной ответственности
- валютное законодательство
- необходимо помнить, что это сделка с государством (надо помнить, что данные могут быть переданы, как в страну резидентства, так и в страны резидентства её бенефициаров.
- заявленные в декларации денежные средства придется, скорее всего, выводить, так как существует риск происхождения денег, и что будет являться для другой страны доказательством их легального происхождения, пока непонятно
Выводы:
- если деньги не задекларированы, ими нельзя пользоваться
- возможность внести в декларацию денежные средства, не заплатив налог
- декларация денежных средств позволит распоряжаться ими внутри РФ.